Музыкальные интервалы
Интервалы
Интервалом называют сочетание двух звуков, взятых одновременно или последовательно. Существуют:
- мелодический интервал. Звуки такого интервала взяты последовательно;
- гармонический интервал. Звуки взяты одновременно.
Поскольку в мелодическом интервале звуки берутся последовательно, то можно встретить восходящее или нисходящее движение. Оба вида интервалов читаются вверх от основания. Нисходящие мелодические читаются вниз, обязательно указывая направление.
Мелодический интервал | Гармонический интервал |
---|---|
В нотах читаем: ми — ля (восходящий интервал), играем звуки последовательно. | В нотах читаем: ми — ля, играем звуки одновременно. |
Интервалы характеризуются двумя величинами: качественной и количественной:
- количественная величина выражается количеством нот, составляющих интервал (2 звучащие ноты и количество не звучащих нот между ними);
- качественная величина выражается количеством тонов и полутонов, составляющих интервал.
Простые интервалы
Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми (за исключением особенного интервала «тритон», который, несмотря ни на что, тоже образуется в пределах одной октавы, но его не причисляют к простым). Таких интервалов 8, каждый имеет своё название. Кстати, названия интервалов — это порядковые числительные на латинском языке. Название интервала показывает количество ступеней между основанием и вершиной интервала. Приводим список всех восьми интервалов. Слева — цифра, справа — латинское название:
Таблица основных интервалов | ||||||||||||||||||
|
Рисунок 1. Основные интервалы
На рисунке вы видите все 8 простых интервалов. Под нотами цифры обозначают названия интервалов: 1 — прима, 2 — секунда, 3 — терция, 4 — кварта, 5 — квинта, 6 — секста, 7 — септима и 8 — октава. Интервалы на рисунке построены вверх от ноты «до».
Основные интервалы
Расстояние между двумя соседними нотами может быть равно как целому тону (например, между «до» и «ре»), так и полутону (например, между «ми» и «фа»). Очевидно, что одной количественной величины не достаточно, чтобы точно определить интервал: между «до» и «ре» — секунда, между «ми» и «фа» — секунда. Но в первом случае между звуками целый тон, а во втором — полутон. Выходит, это разные секунды?
Для того, чтобы обозначить точное расстояние между звуками, к названиям интервалов добавляют уточнения: большой/ малый/ чистый/ уменьшённый/ увеличенный,. Наша секунда может быть большой («до» — «ре» — целый тон) и малой («ми» — «фа» — полутон).
Ниже приводим таблицу с названиями интервалов между всеми 12-тью звуками октавы:
Таблица основных интервалов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Все вышеперечисленные интервалы и являются основными. Их также называют диатоническими интервалами. Забегая вперёд, отметим, что эти интервалы образуются как между нотами натурального мажора, так и натурального минора (слово «диатонический» означает натуральный минор или мажор).
Напоследок
Название интервала (прима, секунда...) всегда зависит только от нот и не меняется в зависимости от количества полутонов между звуками. Ноты дают название интервалу, количество полутонов уточняет интервал.
Пример: рассмотрим всё ту же секунду, ноты «до» и «ре». Итак, несколько вариантов:
Рисунок 2. Несколько вариантов интервала "секунда"
- «до» — «ре диез» — увеличенная секунда (полтора тона). Энгармонически равна малой терции, но таковой не является (почему?);
-
«до» — «ре» — большая секунда (целый тон);
-
«до» — «ре бемоль», малая секунда (полутон);
-
«до» — «ре дубль бемоль», уменьшённая секунда (0 тонов). Энгармонически равна чистой приме, но называется секундой, поскольку «до» и «ре» — это секунда. Прима — это «до»-«до», «ре»-«ре» и т.д.
Ещё немножко: «до» — «до-диез» — это увеличенная прима, а «до» — «ре-бемоль», это малая секунда. В обоих случаях между звуками полутон, то есть эти интервалы энгармонически равны.